Отправить на почту
Статьи
18-03-2016
Нет времени читать?Категория:
Гидромолоты и пикиПубликация в журнале Эксперт № 11, 2016 год
Гидромолот — механизированный потомок отбойного молотка, прославленного когда-то Алексеем Стахановым, ведет свою родословную с 1964 года. Тогда во Франции был выдан первый в мире патент на приспособление для экскаватора, способное по-стахановски, только еще с удесятеренной интенсивностью дробить камни, а также любую твердую поверхность.
По сложности производства гидромолот сравнивают с двигателем внутреннего сгорания и с артиллерийским орудием. С той лишь разницей, что в двигателе поршень не испытывает нагрузку от удара, когда высвобождаются тысячи джоулей энергии. А орудийный ствол выпускает пустотелый снаряд, тогда как гидромолот работает с цельнометаллической болванкой, которую нужно не просто запустить со скоростью 11 метров в секунду, но потом поймать в финальной точке, и так более свыше 1000 раз в минуту.
Высокая температура, трение, ударная нагрузка на материал, то есть очень большая концентрация напряжения в малом объеме пространства, обусловили высочайшие требования к стали и сплавам, используемым при производстве гидромолота, а также к самой конструкции, микронные допуски элементов которой должны учитывать расширение металла при нагревании.
Неудивительно, что начиная с 60-х и до 90-х годов прошлого века в мире было всего четыре центра разработки и производства гидромолотов — Франция, Германия, Финляндия и СССР. А в 90-е, как можно догадаться, их осталось три.
И вряд ли кто мог предположить, что никому не известная компания «Технопарк Импульс», основанная в 1995 году выпускниками Московского автодорожного института, в 2000-е предпримет амбициозную попытку вновь создать российский гидромолот. То есть не просто наладит выпуск копий — таких заводов по миру не одна сотня, — а разработает оригинальный продукт, да еще превосходящий лучшие зарубежные образцы. И начнет завоевывать внешние рынки.
«Любой производитель мечтает о глобальной экспансии, как бы пафосно это ни звучало. И мы не исключение. Во всяком случае, нашей главной целью при создании производства была разработка лучшего гидромолота в мире», — заявили в руководстве компанией.
Коммерческий директор Технопарк «Импульс» Карина Крафт консультируется с профессором Московского государственного университета, д.т.н., членом-корреспондентом РАЕН Романом Подэрни по методикам противодействия износу оборудования.
Серийный выпуск гидромолотов «Импульс» начался в 2010 году, после семи лет испытаний и доработок. А еще через три года стартовала экспортная программа российской марки.
Впрочем, на внутреннем рынке ее стали воспринимать как реального игрока не многим раньше — в 2012 году. До этого дилеры даже не утруждали себя сравнением характеристик производительности, экономики нового продукта с аналогичным иностранным оборудованием: «сделано в России» служило своего рода клеймом, гарантией плохого качества.
Европейские и другие иностранные покупатели в этом смысле оказались более практичны, их с самого начала интересовали исключительно качество и коммерческая составляющая предложения из России.
Трудно было не заметить, что по обоим параметрам гидромолот «Импульс» дает фору большинству конкурентов.
Главный показатель качества гидромолота — его рабочий ресурс.
«Гидромолот считается гидромолотом на протяжении 1800 часов работы, после чего это уже набор запчастей, так же как автомобиль после определенного пробега. 1800 часов работы гидромолота — это три года с небольшим работы экскаватора. То есть этот период он должен отработать гарантированно, без потерь своих характеристик и производительности. Наш продукт может работать практически в два раза дольше», — рассказывает коммерческий директор компании Карина Крафт.
Такой отрыв в качестве российских гидромолотов от зарубежных стал возможен во многом благодаря советскому наследию в разработках этого оборудования, тщательно собранному и интегрированному «Технопарком Импульс».
С самого начала в конструкторском бюро компании работают бывшие специалисты НИИ «Стройдормаш» — когда-то головной организации-разработчика, выпустившей в 1968 году первый советский гидромолот. Но силу советской школы помимо головного НИИ составляли многочисленные маленькие КБ, существовавшие при каждом экскаваторном заводе.
Если ведущие западные производители гидромолотов стремились оптимизировать расходы на НИОКР, строго следуя за рыночными трендами, то советская система, далекая от погони за эффективностью, могла позволить себе творчество инженеров «в стол». При этом «в столе» зачастую оказывались самые конкурентоспособные по мировым меркам идеи, не востребованные плановой экономикой. Тот же объем рабочего ресурса у оборудования, производительность здесь ценились меньше всего, зато поощрялись дешевизна и быстрота внедрения.
Так что в «Технопарк Импульс» позвали и тех, кто в течение двадцати-тридцати лет занимался разработками, ставил эксперименты, создавал свою научную линию, но так и не увидел это воплощенным в жизнь.
«Нам удалось построить производство вокруг идей», — резюмирует Карина Крафт.
Стоимость российского гидромолота благодаря практически полной (94%) локализации производства, а также девальвации рубля на 40–50% ниже, чем даже у китайского и корейского оборудования.
По словам руководства «Технопарка Импульс», последние шесть лет они целенаправленно работали над снижением себестоимости, оптимизацией производственных процессов, упрощением конструкции своего продукта.
В компании полный цикл производства, за исключением литья.
Из импортных комплектующих остались только высокоскоростные уплотнения, которые закупаются в Японии, и метизы, поставляемые из Германии.
Главная же составляющая качества — специальная сталь, относящаяся к разряду квотируемых, то есть не используемых в гражданском машиностроении, не просто производится в России, но разработана по заказу «Технопарка Импульс».
В настоящее время «Технопарк Импульс» экспортирует 16% своих гидромолотов, объем выпуска которых — 3000 штук.
Начав освоение международного рынка с развитых стран: Австралии, Великобритании, Италии, Франции, Швеции и ЮАР, — в последнее время благодаря валютному курсу и открывшимся дополнительным возможностям в ценовой политике российская компания осваивает рынки Китая и Латинской Америки, развивающиеся намного динамичнее.
Через четыре года доля поставок за рубеж в общем объеме выпуска должна составить уже 40%. Этому также будет способствовать расширение экспортной продуктовой линейки.
Прежде всего речь идет о достижении в 2017 году главной цели компании — вывода на рынок инновационного гидромолота. Это будет продукт «пятого поколения». Он относится к классу так называемого профессионального горнодобывающего оборудования, с ресурсом в 10 тыс. часов непрерывной работы, как у лучших западных марок (разработок тридцатилетней давности — «четвертого поколения»), но отличается от них конструктивно и более низкой ценой.
То, что «Технопарк Импульс» продает сегодня, — это, по словам Карины Крафт, «промежуточный вариант», «поколение четыре плюс» с максимальным зафиксированным ресурсом в 7000 часов работы, причем в так называемом строительном режиме «50 на 50», когда экскаватор попеременно работает то гидромолотом, то ковшом.
Не исключено, что компания в скором времени начнет экспортировать другое свое навесное оборудование для экскаваторов, например вибропогружатели.
Кроме того, перспектива следующих пяти лет и более — возможный перевод гидромолота на электронное управление с нынешней механики, чтобы машина занималась самодиагностикой и выбирала для себя режим работы.
Первые испытания такой инновации «шестого поколения» уже проведены.
О серьезности экспортной стратегии российского производителя свидетельствуют и планы частичной локализации производства в тех странах, где он продает больше всего.
В 2018 году будет создано СП в Китае, в 2019-м — в Бразилии, в 2020 году — в Европе, а в 2022-м — в США или Канаде.
Элистер Брайдон, управляющий директор Auger Torque Europe Ltd.:
— Я горжусь тем, что сотрудничаю с «Технопарком Импульс» с 2010 года, они ни разу не разочаровали нас и всегда были сильным партнером. Они располагают новейшими производственными мощностями в Москве, работая по самым высоким стандартам качества. Я видел много предприятий по всему миру и впечатлен возможностями их производства.
Благодаря собственной инженерной команде, разрабатывающей инновационные и надежные продуктовые решения, «Технопарк Импульс» способен удовлетворить клиентов в Швеции, Германии, Италии, Австралии, Южной Африке, Китае и Индии...
RMS China Quality Mashine Parts Inc.:
— «Импульс» поставляет нам гидромолоты и предоставляет высококачественное оборудование, отличный сервис, конкурентные цены и быструю доставку. Мы сотрудничаем не первый год и надеемся еще долго продолжать наше партнерство.
Гидромолоты «Импульс» продаются в 13 странах: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Китай, Финляндия, Франция, Чили, Швеция, ЮАР.
Вы можете задать специалистам компании Технопарк «Импульс» любой интересующий вас вопрос