Отправить на почту
Статьи
31-01-2018
Нет времени читать?Категория:
ОбзорыРентабельность и финансовая стабильность горнодобывающего предприятия напрямую зависит от надежности карьерного оборудования. Даже незначительное снижение производительности ковша экскаватора, не говоря уже о его поломке, нарушает производственный процесс, в результате чего организация терпит колоссальные убытки. Вот почему крайне важно обезопасить технику от ударного и абразивного воздействия добываемой породы. О традиционных возможностях и инновационных решениях, которые предлагает Технопарк «Импульс» для защиты карьерного оборудования сегодня, в интервью журналу «Добывающая промышленность» рассказывает генеральный директор компании Михаил Дьяков.
Каждая высокопрочная сталь имеет свои физико-механические характеристики — твердость, ударная вязкость, остаточная деформация. Эти показатели всегда должны коррелировать с твердостью породы. Материал должен наилучшим образом соответствовать конкретным условиям эксплуатации и по возможности иметь твердость выше или равную тому абразивному материалу, с которым он взаимодействует.
На износ любого металла влияют несколько основных параметров породы, с которой работает оборудование. Первое — это прочность материала, второе — это размер и форма зерен, которые содержатся в породе (к примеру, зерна с заостренными краями способствуют более быстрому износу металла), третье — это содержание диоксида кремния. Комплекс этих характеристик и определяет, насколько быстро тот или иной ковш, кузов или футеровка будут изнашиваться при контакте с породой.
На скорость износа металла и срок службы оборудования влияют не только характеристики материала, но и то, каким образом осуществляется контакт с ним.
Если ковш используется на перегрузке высокоабразивного материала, будет возникать трение скольжения. Если происходит загрузка крупнофракционного материала, появляется ударное воздействие — куски породы бьют по ковшу либо по внутренней футеровке. При ударном воздействии, соответственно, износ осуществляется быстрее.
От вида воздействия материала зависит и геометрия защитных элементов. При трении скольжения на ковшах необходимо устанавливать стандартную продольную футеровку, при ударном воздействии рекомендуется устанавливать поперечную, поскольку она лучше защищает целостность днища ковша.
Для защиты оборудования от износа используются различные материалы, чаще всего это износостойкая сталь. Если мы увеличиваем ресурс ковша, используя износостойкую сталь, перед нами стоят три возможности — увеличение твердости металла, увеличение его толщины или изменение геометрии изделия на более износостойкую. Именно в оптимизации геометрии оборудования сегодня находятся самые сильные технические решения.
Интересный пример: на кузова карьерных самосвалов приваривается сито, его ячейка наполняется породой, образуя каменный карман. Таким образом, твердость материала становится равна твердости футеровки. К тому же, при разгрузке самосвала камни начинают запинаться об ячейки и катиться, а износ качения по сравнению с износом трения практически нулевой.
Карьерные экскаваторные ковши чаще всего усиливаются с помощью износостойких сталей. Сменные элементы выполняются из высокопрочной стали, к примеру, Hardox. Это снижает влияние абразивного износа, а также уменьшает массу ковша, что, соответственно, повышает грузоподъемность базовой машины.
Есть инновационные материалы, которые позволяют продлить срок службы оборудования в разы. Например, наплавленные биметаллические плиты. Это материал нового поколения, который пока мало известен в России, но дает фантастические результаты. Технопарк «Импульс» производит футеровку из данного материала. Преимуществом биметаллических плит является наличие в его наплавленном слое до 70% карбидов, боридов, нитридов — сверхтвердых частиц, которые по твердости превосходят даже кварц. Кроме того, в Технопарке «Импульс» разработана специальная технология наплавки высокопрочной проволокой, которая повышает твердость изделия до 4 раз по сравнению с обычной сталью.
Крайне важно соблюдать технологию монтажа футеровочных элементов. Здесь много тонкостей — особенности предварительного подогрева деталей, вид сварочной проволоки, режим сварки. Технопарк «Импульс» в своем производстве использует только сварочную проволоку и современные сварочные аппараты ЕSАВ шведского концерна SSAB.
Скальные усиленные и сверхусиленные ковши, использующиеся в карьерах, всегда оснащаются футеровочными элементами. Если футеровка ковша сделана правильно, оборудование практически не изнашивается. В процессе эксплуатации меняются только расходные материалы и сами защитные накладки. Если же футеровочные элементы не были заменены вовремя, происходит износ оборудования по несущей конструкции, структура изделия нарушается. Все! Тело ковша съедено и меняет свою несущую способность, а износ прогрессирует семимильными шагами.
Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, необходим планово-предупредительный ремонт, работа по плановой замене оборудования. В карьерах от производительности ковша зависит выработка предприятия, измеряющаяся в тоннах породы, поэтому производительность ковша — это крайне важный вопрос, и при его поломке горнодобывающая организация терпит огромные убытки.
Вы можете задать специалистам компании Технопарк «Импульс» любой интересующий вас вопрос
Последние статьи